Театр Но – театр для избранных

Написал admin Авг 13, 2010 в Искусство Японии |

Японские театральные представления многообразны, необычны, как и вся культура Японии, и в корне отличаются от традиционных европейских представлений. В списке: бунраку, кёгэн, кабуки, ёсэ, дзёрури особое место занимает театр но, зародившийся в 14 веке.

Самураи и знать на ура восприняли эти представления, и театр быстро стал модным среди высших сословий. Изначально представления театра были ориентированы на избранных, тех, кто может вникнуть и понять глубокий, зачастую не совсем понятный простому зрителю смысл. Широким массам театр Но был недоступен (он и сейчас доступен только тем, кто может вникнуть в глубину смысла происходящего).

Театр НоПостепенно традиции театра крепли, превращая представления в наполненные эстетической полнотой миниатюры. Убранство сцены для представлений всегда отличалось простотой и глубоким внутренним наполнением. Такая простота была необходимо для того, чтобы противопоставить ей силу чувств выступающих на сцене масок, облаченных в кимоно.

Театр НоИзготовленные для театра маски и кимоно переходили из поколения в поколение и сегодня, попав на представление театра, на сцене можно увидеть маску, которой не одна сотня лет. Театральные маски, независимо от того, какое чувство они выражали, должны были вызывать у зрителей всплеск эмоций.

Театр НоПовествование о жизни простых смертных и бессмертных духов, богов и демонов, выигранных и проигранных битвах, убийствах и Буддийских монахах, на сцене вел Ситэ (основное действующее лицо). Его рассказ обязательно сопровождал аккомпанемент музыкальных инструментов (барабанов, флейт) и хора. Загадку масок был призван усугубить используемый в спектаклях устаревший язык.

Маски театра НоПродолжительность представления – от трех с половиной до пяти часов (в перерывах на сцене можно посмотреть миниатюры из жизни простых людей Кёгэн, танцы Симаи). Этот прием используется для противопоставления главному действу, призванному подчеркнуть его возвышенность.
Для представлений Но используют специальные театры. Сегодня очень популярны действа Такиги на открытом воздухе.

Театральные маски
Маски театра НоСегодня существует около двух сотен масок (для их изготовления использовали японский кипарис).
Маски театра Но изготавливали таким образом, чтобы была возможность их повторного использования. Часто на разные роли в разных пьесах использовалась одна и та же маска, иногда для одной роли использовали несколько масок. Существовали маски, которые одевались только по особым случаям, (такие маски в год надевали 1-2 раза, например Окина). Разные школы театра Но на одни и те же спектакли использовали разные маски.
Нужно отметить, что сама по себе маска не всегда ярко выражает индивидуальность. Ее уникальность с наибольшей силой проявляется тогда, когда ее дополняет японская музыка, движения и слова актера.

Маски театра НоДля более точной передачи чувств радости или злобы, пафоса или веселья маску прикладывали к лицу с различными углами наклона. Свет отражался на маске, усиливая ее выразительность. Но потенциал маски должен раскрывать на сцене именно актер, его талантливая игра.

Популярность театра Но в том, что на сущности масок лицо самого актера не отражается никак. Это говорит о том. что если вы сторонник «чистых» эмоций в искусстве, то театр Но – для вас.

Пьеса Но
Маска театра НоСамо представление никогда не передает реального пространства и времени, движения актеров, как и убранство сцены – минимальны. Все это необходимо для того, чтобы пробудить воображение зрителя, заставить его домыслить.

Театр Но – это царство жестов. Многие из них имеют определенное значение, но не все. Есть жесты, которые используют для внесения в действо красоты и гармонии.
Драматизм происходящего может быть выражен движением актера или его застывшей позой. О сущности зритель должен догадаться из ритмичного пения хора или его абсолютного молчания. Такого, которое скажет больше, чем все слова на земле.

Эти особенности театра дают талантливым актерам огромный простор для выражения чувств. Но именно эта недосказанность трудно воспринимается новичками и неподготовленными зрителями, снова подчеркивая изначальную сущность театра Но – быть театром для избранных.

Все картинки кликабельны
Маска НоМаски Нотеатр НоМаски театра НоМаски театра Нотеатр НоМаска театра Номаска Нотеатр Но -Хейта

Метки:

Ответ

Copyright© Японская мозаика 2018 Вход XML карта сайта